ЗИЯРАТ (посещение) СВЯТОГО БУЛГАРА
Каждый год в бывшей столице Волжской Булгарин — городище Булгар проходит празднование принятия ислама. День официального принятия ислама Волжской Булгарией отмечается двадцать первое мая. Закрепление ислама как государственной религии на территории этого приволжского государства (ханства) произошло 21 мая 922 года. Волжская Булгария считается учеными предшественницей современного Татарстана.
«… С позволения сахибов Посетил святой я град, Есть ли в этом бренном мире Светозарней из наград?…»
Булгар притягивает всех, кто интересуется прошлым — это город-история, наглядно иллюстрирующий развитие мусульманства в России. Менялись названия, власть, но неизменным осталось одно: город Булгар — одно из красивейших мест России. Земля булгар — далеких предков современных татар, сегодня стала местом паломничества и мусульманской святыней.
В этом году под руководством Лилии Канюшевой, Анузы Мустакаевой и группы «Ак
калфак» для татар города Сызрани была организована совместная поездка в город Булгар. Несмотря на сложное время, связанное с пандемией, нам посчастливилось побывать на этом прекрасном празднике. В программе праздника была предоставлена демонстрация ремесленных изделий, мусульманских товаров и исламской литературы. Во время праздника выступали чтецы Корана и исполнялись старинные татарские песни.
Верующие мусульманки посетили: 1. «Белую Мечеть», где прочитали намаз приветствия. 2. «Музей Булгарской цивилизации», где находится самый большой и красивый Коран в мире. 3. Прослушали проповеди религиозных деятелей и приняли участие в совершение молитвы «Тауба». 4. Традиционно прочитали коллективную молитву — намаз под открытым небом на земле предков.
Те, кто впервые посетил Древний Булгар, ознакомились с её историей. Во время экскурсии по древнему городищу многие испытали ощущение, будто попали на несколько веков назад: «Руины древнего города сохранились на высоком левом берегу реки Волги в 140 километрах от Казани до наших времён. О его былом могуществе и славе говорит название «Великий Булгар». Город, возникший в IX-X веках, был экономическим, политическим и культурным центром Волжской Булгарии. Именно сюда в 922 году прибыло посольство из Багдада, и местные жители приняли ислам. Познал Булгар и печальные события: в 1236 году он был разрушен и сожжен монголами. Но город снова возрождается, хотя былого величия так и не достигает».
Источники связывают Булгар с именами поэта Кул Гали, Петра I, Екатерины II, русского ученого Палласа, татарского просветителя Ш. Марджани, А.С. Пушкина и многих известных ученых и путешественников.
Сегодня на территории древнего города село Болгары и обширное городище. Здесь, среди древних руин — молчаливых свидетелей прошлого, с особой остротой ощущается дыхание самой истории, слышится зов далеких предков.
Соборной мечети. Его высота 12 метров. На верхнюю площадку ведет винтовая лестница в 45 ступеней. Поднимаясь по лестнице на смотровую площадку, ощущая прохладный сумрак внутреннего помещения, можно почувствовать удивительное единение с прошлым, причастность к истории.
К северу от Малого минарета, на территории бывшего кладбища сохранились руины Ханской усыпальницы. Недалеко от нее были найдены Цесколько мавзолеев булгарской знати. Земля булгар и ее руины считались священными, и быть захороненным здесь считалось большой честью.
Осмотрев за пределами городища можно увидеть недостроенный архитектурный комплекс: «Малый городок и Оборонительные рубежи», можно спуститься к волжскому берегу, где расположен колодец. Татарское население называет источник « Габдурахман сахабэ коесы» и связывают с именем последователей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). По легендам, источник возник от соприкосновения посоха Сахаба Габдрахмана (р.с) с землёй, и целебная вода помогла выздоровлению ханской дочери. После этого события хан и его приближённые приняли Ислам. И сегодня люди идут к колодцу, считая воду источника целебной.
К западу от городища есть одно из красивых озёр «Рабига куле». До сих пор среди татарского народа сохранилась легенда: «У хана Булгара была дочь по имени Рабига. Её жизнь протекала в стенах ханского дворца. Её ровесницы каждый вечер собирались на опушке леса, водили хороводы, а потом превращались в белых лебедей. Однажды ханской дочери удалось покинуть дворец и уйти с подругами. В этот вечер хан Булгара вышел на охоту и на поляне увидел лебедей. Натянув лук, пустил свою стрелу. Все лебеди, кроме одной, устремились в небо. Когда хан подошёл ближе, то увидел свою дочь со стрелой в груди. Залился хан горючими слезами и проплакал всю ночь до утра. Впоследствии на этом месте образовалась озеро — чистое, как девичьи слёзы и глубокое, как отцовское горе»
Находясь на территории Булгарского городища невозможно не побывать в Булгарском Музее археологии, расположенном в здании бывшей церкви Успенья, построенной в XVIII веке на средства казанского купца Михляева. Здесь можно увидеть изделия булгарских мастеров, познакомиться с культурой людей, населявших эту землю несколько веков назад. Обращают на себя внимание ювелирные изделия, которыми на весь мир славились булгарские мастера. На левом берегу реки Волги располагалось ‘крупное торжище международного значения «Ага — базар». Именно отсюда изделия булгарских мастеров попадали на Восток, на Кавказ, в Северную и Восточную Европу. Кроме того, в Булгаре широкое распространение получила обработка кожи. На внешнем рынке того времени выделанная кожа называлась «аль-булгари». Процветали и кузнечное дело, резьба по кости и камню, гончарный промысел. Как всякий крупный город, столица государства, Великий Булгар чеканил свою монету: серебряную, а затем медную.
Великий Булгар издавна привлекал внимание. Сначала путешественников и купцов, затем захватчиков, императоров, ученых, паломников. Именно Петр I, посетивший Великий Булгар в 1722 году издал первый указ в области охраны памятников истории и культуры в России.
Созданный в 1969 году Булгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, продолжает славные традиции по охране и изучению этого удивительного, прекрасного, древнего города Булгар. Ведь «архитектура — тоже летопись
В центральной части городища сохранились руины Соборной мечети с Большим минаретом постройки 13 века. Мечеть была одним из главных сооружений города. Она должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своей красотой.
Напротив главного входа в Соборную мечеть можно увидеть Северный мавзолей. Именно здесь находила последнее пристанище булгарская знать.
Напротив восточного фасада Соборной мечети в 30-е годы XIV века был сооружен еще один мавзолей (Восточный), превращенный в XVIII веке в православную церковь «Святого Николая».
Булгар был крупным, развитым городом. Археологи обнаружили на территории городища остатки водопровода, который снабжал водой городские дома, многочисленные фонтанчики, бани — неотъемлемую часть общественной жизни булгар. Археологические исследования в Булгарах выявили остатки пяти бань. Подобно современным клубам здоровья, баня предназначалась, главным образом для отдыха. Иногда зал при банях служил местом бесед, собраний и даже выступлений ораторов, актеров, певцов, а нередко бани были местом общественных и политических собраний, где создавалось общественное мнение и настроение, и давалось общественно- политическое воспитание. Для женщин бани были единственным местом, где они могли встречаться без помех, проводить время.
Три бани были когда-то богатыми, одна из них — Красная палата — баня XIV века.
Недалеко от Красной палаты можно увидеть знаменитую Черную палату — здание, назначение которого до сегодняшнего дня точно не определено. Существует древнее предание, соглаено которому Черная палата служила последним убежищем булгарского хана Абдуллаха, его семьи и приближенных лиц во время разгрома города Булат- Тимуром. Завоеватели по приказу грозного эмира обложили здание деревом и подожгли. Гибель осажденных была неминуема. Но когда после пожара дым рассеялся, все увидели, как сидевшая на крыше обгоревшего здания юная красавица, добродетельная дочь булгарского хана, в- белых одеждах вознеслась в небо. А здание так. и осталось почерневшим от пожара.По другому преданию это здание было судилищем. Суд производил хан и совет из трех человек. Когда надо было вершить суд, то хан, и каждый из судей входили в палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через западные двери. Другие считают это здание мечетью или медресе с помещениями для странствующих дервишей. Черная палата в плане имеет четырехугольное кубическое основание, переходящее в восьмиугольник, далее полусферический купол. Она разделена на два этажа. Верхнее помещение имеет высокий купольный зал, который хорошо освещается окнами. А помещения-первого этажа, напротив, мрачные, лишенные окон. Возможно, там содержались осужденные, дожидаясь исполнения наказания, назначенного высочайшим ханским судом.
Южнее Черной палаты можно увидеть руины бани XIV века — Белой палаты.
Бани на Востоке со времен глубокой древности представляют собой предмет особого внимания, как средство достижения чистоты и опрятности, которые как добродетели, были освящены обычаями и религией.
Легко узнаваем среди всех булгарских построек стройный, словно хрупкая восходящая свеча, минарет, названный Малыш (Малый минарет), в отличие от Большого минарета мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».
По словам муфтия РТ Камиля Самигуллина ДУМ РТ активно собирается праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, если не помешает коронавирус.
В частности, татарстанский муфтият планирует 2022-й объявить годом юбилея.
«Мы наши проекты уже несколько лет назад начали, чтобы к круглой дате закончить, какие это проекты — пока не буду говорить. Потому что неинтересно потом будет, — сказал Камиль хазрат. — Это и книги, и другие вещи. Думаю, мероприятия должны идти в течение всего года. Мне кажется, муфтиятам необходимо проводить различные круглые столы, встречи, а кульминацией может быть собрание в Булгаре. Собрать большое количество представительных гостей, выделить эту дату, показать к ней уважение, чтобы она осталась в памяти у людей». Муфтий РТ также надеется, что в стороне от юбилея не останется ни один из российских муфтиятов.
И если пожелает Всевышний, татары города Сызрани также в следующем году посетят праздник, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Присоединяйтесь!
«Ак-Калфак»