Сотрудничество

Приглашаем
активных людей,
желающих
участвовать в развитии
татарской культуры

Узнать подробнее

Равиль-хаджи Кузахмедов: «Я вернулся совсем другим человеком…»

С такой старинной притчи о появлении источника Зам-Зам начал свой рассказ наш собеседник — Равиль-хаджи Кузахмедов, который побывал на источнике, совершая хадж вместе с шестью представителями Сызрани с 14 августа по 14 сентября:

В сборнике достоверных хадисов Имама ал-Бухари приводится следующий хадис:

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал: — Первой женщиной, которая стала носить пояс, была Мать Исмаила , а стала она носить пояс для того, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привез ее [к тому месту, где ныне находится] Кааба, вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью, [а именно —] к большому дереву [,стоявшему у] возвышенности [, где впоследствии забил] Зам-зам [, который ныне находится в пределах] мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. И [Ибрахим] оставил их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в [обратный путь], а мать Исмаила последовала за ним [со словами]: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и [вообще] ничего нет?!» И она много раз повторила [эти слова], но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» — после чего вернулась [к Исмаилу].

А Ибрахим пошел [дальше], достигнув же горного перевала, где они не [могли] видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздал руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху [, произнеся такие слова: «Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растет, у Твоего Заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца [некоторых] людей, и надели их плодами, чтобы они благодарили [Тебя]!»

Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду [, которая у них была], а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как [ее сын] корчится [перед ней, мучимый жаждой], а потом ушла [, покинув его], так как не мог смотреть [на его мучения]. Она увидела, что ближайшей горой [к тому месту, где она находилась,] была ас-Сафа, поднялась на нее, повернулась к долине и стала смотреть туда [в надежде увидеть кого-нибудь, но никого не увидела]. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать [,как может бежать изнуренный человек], пересекла эту долину и достигла ал-Марвы. Поднявшись на нее, она стала смотреть [по сторонам в надежде] увидеть кого-нибудь, но никого не увидела, и она проделала [этот путь семь раз].

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк Сказал: «Вот почему люди бегают между ними»[6] [, после чего Ибн Аббас продолжил свой рассказ]:

— Достигнув ал-Марвы [в последний раз], она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» — стала прислушиваться и снова услышала голос. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать [твой голос, а можешь] ли ты помочь [мне]?» И тут на том месте [, где сейчас находится] Зам-зам, она увидела ангела, который [рыл землю] своей пяткой [или: …своим крылом], пока оттуда не забила вода. [Увидев это,] она обложила [источник, одновременно], наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах Ими обоими, что Пророк Сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Зам-зам [или: …не набирала его воду…], он стал бы потоком [,Текущим по земле]!» [— после чего он продолжил свой рассказ]:

— И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь [будет возведен] дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает близких к Нему!» Что же касается [того места, где потом возвели] Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. И [Хаджар жила] так, пока однажды [мимо них не проехали люди из племени джурхум, прибывшие со стороны Када. Остановившись [там, где сейчас находится] нижняя часть Мекки, они увидели парившую [в небе] птицу[8] и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но мы знаем, что в этой долине воды нет!» И они направили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду и вернулись, сообщив им об этом, после чего [все] отправились туда. [В это время] мать Исмаила сидела у воды, и они спросили ее: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она сказала: «Да, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да».

Ибн Аббас сказал, что Пророк Сказал: «Я матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это».

[Ибн Аббас сказал]:

— Тогда они остановились там и послали за своими семьями, которые стали жить вместе с ними, а некоторые из них поселились там постоянно. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его [за его достоинства], когда же он достиг [совершеннолетия], они женили его на одной [из своих соплеменниц]. А после смерти матери Исмаила и его свадьбы [туда] приехал Ибрахим, чтобы повидаться с [теми, кого] он оставил [на этом месте], однако он не застал Исмаила.. Тогда он стал спрашивать о нем его жену, и она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас [что-нибудь]». Потом [Ибрахим] спросил ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем нужду и бедствуем!» — и [стала] жаловаться ему. [Ибрахим] сказал: «Когда придет твой муж, приветствуй его [от моего имени] и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери». А когда пришел Исмаил, он как будто бы что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] сказала: «Да, к нам пришел такой-то старец, который спрашивал нас о тебе, и я рассказала ему [о том, что его интересовало], а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем». [Исмаил] спросил: «Дал ли он тебе какой — нибудь совет?» Она ответила: «Да, он велел мне приветствовать тебя и [передать] тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». [Исмаил] сказал: «Это мой отец, и он велел мне расстаться с тобой, возвращайся же к своей семье!» — а потом он развелся с ней и женился на другой [женщине из племени джурхум].

После этого Ибрахим провел отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но [опять] не застал [Исмаила]. Тогда он зашел к его жене и стал расспрашивать о нем, а она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас [что-нибудь]». Он спросил: «Как ваши дела?» — и принялся расспрашивать ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас все хорошо и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. [Ибрахим] спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду»,— и тогда [Ибрахим] воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»

Пророк Сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на него».

[Ибн Аббас] сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только [мясом и водой] за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». [И продолжил рассказ:]

— [Потом Ибрахим] сказал: «Когда придет твой муж, приветствуй его и скажи ему, чтобы он укреплял порог своей двери». Когда пришел Исмаил, он спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] сказала: «Да, к нам приходил благообразный старец, — после чего она отозвалась о нем с похвалой и сказала: — «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему [о том, что его интересовало], а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что у нас все хорошо». [Исмаил] спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». [Исмаил] сказал: «Это мой отец, а порог — это ты, и он велел мне не расставаться с тобой».

После этого Ибрахим провел отдельно от них [столько времени, сколько] было угодно Аллаху, а потом пришел к ним [и увидел, что] Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Зам-замом. Увидев [Ибрахима,] он поднялся [со своего места, направился] к нему, и они [приветствовали друг друга, как подобает] отцу приветствовать сына, а сыну — отца, а потом [Ибрахим] сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно повеление». [Исмаил] сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» [Исмаил] сказал: «Я помогу тебе». Тогда [Ибрахим] сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом» — и указал на холм, возвышавшийся [надо всем] вокруг. И тогда они заложили основы этого дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим — строить; когда же были возведены стены, [Исмаил] принес и поставил этот камень для [Ибрахима], который встал на него и продолжал строить, Исмаил же [продолжал] подносить ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Хадж был организован в виде автобусного тура по географическим точкам: Самара-Казань-Москва-Дубай-Мекка-Медина, и в обратном порядке. Остановки происходили во всех мечетях, паломников сопровождали духовные наставники.

Равиль-хаджи поделился впечатлениями:

«В Дубае мы прибыли в самый большой аэропорт, за пределами которого нас встретила необычайная красота и незнакомая ранее по ощущениям, жара градусов 50-55, не меньше… Далее, прибыв в Мекку, мы посетили мечеть «Харам», атмосфера которой воплощает  мир и покой, не смотря на то, что там все время присутствует очень большое количество людей.

И уже тогда я понял, что ощущаю себя совсем другим человеком! Во-первых, потому, что это благодать Аллаха – из 1,5 миллиардов мусульман было выбрано для совершения хаджа 4 миллиона человек, и среди них оказался и я! А во-вторых потому, что ощущение радости и умиротворенности не покидало меня в течение всей поездки, да и теперь ловлю себя на мысли, что даже сны снятся другие, даже мысли другие и помыслы другие – чище, лучше…»

Паломники посетили очень много святых мест, одно из которых – камень Кааба, который, по преданию Аллаха, был установлен так, чтобы люди могли обойти вокруг него. Вначале камень был белый, но после того, как огромное количество людей обходило камень, по 7 кругов каждый, очищаясь тем самым и отдавая недобрые помыслы и душевную  тягость камню, который со временем стал черным.

«Уже в поездке, — продолжает Равиль-хаджи, — пришел к мысли о том, что отправляясь в хадж, человек начинает все с чистого листа… Благие дела каждого мусульманина никогда не остаются незамеченными Аллахом.

В Мекке, где на горе Арафат проживали в палатках паломники в течение 3 дней, при отсутствии практически любой зелени, при достаточно сложных климатических условиях, когда кроме камней, песка и морской воды, нет ничего вокруг, людей, посетивших эти места,  встречает  огромный рог изобилия,  переполняющего все возможные пределы, из  яств, угощений, даров, которые преподносятся  из уважения, просто так,  незнакомым людям.

В религии существует понятие «савап». За все благие дела, добрые благодеяния, мусульманин получает «савап» — воздая́ние, вознагражде́ние, ми́лость, награ́ду Аллаха. Именно в Мекке пример савапа очень значителен.

Причем, нужно отметить, что савап не подразумевает возрастные разграничения, здесь, в благодеяниях во имя бараката, прослеживается  преемственность поколений, уважение к старшим, способность совершать добрые поступки для совершенно незнакомых людей, во благо, бескорыстно.

Завершая свой интересный рассказ, Равиль-хаджи сказал очень задумчиво и многозначительно: «Надеюсь, Аллах принял мой хадж, верю в это, и счастлив тем, что мне в жизни повезло быть избранным среди многих…»

Интересный материал? Поделитесь в соц. сетях:

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.